Сокровища Биармии



«Биармия! Такого названия страны не встретить не на одной карте мира — даже на самой древней. Скептики говорят, что Биармия не географическое, а мифическое определение места, что государства с таким названием никогда не было и быть не могло. И несмотря на это, высказывание скептиков мы же утверждаем, что Биармия существовала. В древности Викинги называли ее Бьярмланд. И на Руси она была известна и называли ее Пермь Великая — настолько огромны были ее земли. Территории Биармии распологались от Северного Ледовитого океанадо Камы и от Печоры до Северной Двины. Земли Биармии были покрыты непроходимыми лесами и широкими болотами. Но пути по Великой Перми все же были проложены и по этими путям шли предприимчивые арабские купцы, новгородские ушкуйники и скандинавские викинги. А манило их туда, несмотря на опастность перехода, огромные сокровища Биармии, известные как «Закамское серебро».

«Плыли они летом, чаще всего так, как позволяли их корабли, — повествует Снорри Стурлусон. — И когда они приплыли в Бьярмланд, то остановились в торговом месте. Началась торговля. Все те люди, у которых было для этого имущество, приобрели огромное богатство. А когда там закончилась торговля, тогда они поплыли прочь по реке Вине (Двине). Было тогда объявлено, что мир с местными жителями закончился. Викинги решили напасть на бьярмов, но Торир предлагает вос~ пользоваться обычаем бьярмов — выносить в лес и засыпать землей часть наследства богатого человека. Торир приводит отряд к капищу бьярмов. Они вышли на большую поляну, и на той поляне был высокий деревянный забор с воротами, которые были заперты. Шесть человек местных жителей должны были охранять каждую ночь этот забор. На дворе капища был иасыпан курган, в нем перемешаны золото, серебро и земля. А еше внутри ограды стоит бог бьярмов, который зовется Йома-ли... В руках статуи Йомали была серебряная чаша, полная серебряных монет, а на шее драгоценное ожерелье. Торир и его спутники заметили, что стража ушла, а новая смена еще не пришла. Тогда викинги бросились к кургану из золота, серебра и земли и собрали «сколько можно больше денег, сложив их в свое платье». Трогать идола Торир воинам запретил и отправил их на корабли, но когда те ушли, он вернулся к Йомалю, похитил серебряную чашу с монетами, срубил ожерелье и бросился к кораблям, преследуемый разбуженной стражей...»

Долгое время этот рассказ средневекового автора считался вымыслом. Но в XVII и XVIII столетиях одно за другим стали появляться сообщения русских путешественников о святилищах угро-финских племен в бассейнах Верхней Камы, Северной Двины и Печоры. Подобно тому святилищу, которое ограбил Торир, они были обнесены высокими заборами с воротами, охраняемыми стражей, а внутри стояли деревянные идолы, державшие чаши и блюда, наполненные серебряными монетами. А несколько десятилетий спустя несметные сокровища Биармии, казавшиеся легендарными, неожиданно стали обретать плоть и кровь.

В середине 1853 года крестьянин Егор Зубов пахал на низком пойменном берегу реки Иновы. Ему помогали двое ребят-племянников. Один из них шел за бороной и вдруг возбужденно закричал: борона зацепила какое-то колечко, приделанное к крышке из светлого металла, и волочила ее по пробороненной земле. Идя по следу, Зубов нашел место, откуда борона выворотила эту странную штуку, и разгреб землю руками. На свет появилось серебряное ведро средних размеров. В нем лежало несколько серебряных сосудов. Сверху — узкогорлый граненый кувшин, под ним — восемь серебряных кружек, на дне большой серебряный ковш с длинной ручкой. Пространство между ведром и сосудами заполняли семь серебряных шейных гривен.

Скупкой древнего серебра в Прикамье занимались тогда люди именитых торговых воротил Строгановых, негласно контролировавших местных кладоискателей. Узнав о находке очень редкого клада, они вынудили Зубова продать его фактически за бесценок. Впервые же Строгановы — некоронованные корск ли Великой Перми — заинтересовались древним серебром в середине XVIII века. Как-то весной 1750 года некий крепостной Строгановых пахал поле близ деревни Слудки. Неожиданно соха вывернула из земли большой кувшин. На кувшине было вычеканено изображение молодой женщины в полный рост, в прозрачной одежде. У ее ног были изображены фигурки детей. Эта находка вызвала большой интерес, если не сказать, ажиотаж. Между тем на протяжении нескольких последующих лет сведения о находках старинных серебряных предметов в Пермской губернии начали всплывать то тут, то там. В 1780 году на берегу Камы во время половодья, близ все той же деревни Слул-ки, деревенские ребята нашли в размытом берегу большое серебряное блюдо. Вскоре в том же районе — еше пять серебряных сосудов.

С тех пор Строгановы и начали скупку древнего серебра у крестьян. Была создана целая сеть скупщиков, охватившая вею Пермскую губернию. Скупщики разъезжали по дворам под видом мелких торговцев. Собранное серебро переправлялось на Нижегородскую ярмарку. Отсюда драгоценные древние cocуды поступали либо в коллекции богатых любителей старины, либо продавались ювелирам как серебряный лом. С середины XIX века клады «закамского серебра» стали почти ежегодно находить в Прикамье и Приуралье. Чердынский купец В.Н. Алин составил на покупке и переливке Древних вещей целое состояние. От него не отставали другие скупщики, превращавшие бесценные предметы антиквариата в примитивные серебряные слитки.

В результате столь массовых действий скупшиков большая часть произведений древнего искусства погибла, но все же многие предметы появились в столичных музеях и попали в руки специалистов. В основном это были блюда восточного происхождения с великолепной художественной чеканкой; кувшины с изображениями диковинных зверей, правителей с клиновидными бородами, чаши с чеканными сценами охоты на львов И пантер и мифологическими сюжетами; кубки, покрытые затейливыми узорами и сказочными цветами. Большинство этих изделий, как установили исследователи, были изготовлены в Иране в эпоху могущественной династии Сасанидов (220—651) и частично в Византии, Бактрии и Хорезме.

На одном из блюд, хранящемся в Государственном Эрмитаже (это блюдо вместе с двумя другими было найдено в 1936 году у деревни Больше-Лашковская), изображен шахиншах Ирана — Пероз, правивший с 457 по 484 год. Диаметр блюда — около тридцати сантиметров. На другом блюде, найденном около деревни Аниковской, изображен шахиншах Хосров I — в пышном одеянии с короной на голове и преследующий медведя.

Сасанидское серебро в глухих пермских лесах! Это стало сенсацией. Как, каким образом и зачем из роскошных дворцов персидских вельмож эти великолепные блюда и кувшины попали в стойбища лесных охотников, да еще в таком количестве? Можно предположить, что после падения Сасанидской империи под ударами арабов (около 650) несметные богатства шахиншахов, накопленные за пять столетий, перешли в руки завоевателей. Огромное количество серебряных изделий наводнило восточные рынки. Арабские и среднеазиатские купцы были частыми гостями на Волге. Поток серебра на протяжении многих столетий шел через Хазарский каганат и Волжскую Булгарию в Верхнее Прикамье, в Биармию. А обратно из северных лесов везли добытые охотниками меха — соболя, бобра, куницу, горностая, белку и лисицу.

Летом 1967 года в Прикамье было найдено серебряное блюдо, изготовленное в Константинополе при императоре Константине И (651— 668) На этом блюде среди выгравированных греческих надписей имеется надпись, сделанная арамейским письмом в Хорезме. Выходит, это блюдо, прежде чем попасть в пермские леса, проделало путь из Византии в Хорезм, а уж оттуда попало по Волге на Каму. Эта наглядная география как нельзя лучше показывает, какие связи охватывали Византию Восток и Биармию.

Основной приток серебра в Верхнее Прикамье имел место в VII—X веках. С начала XI века в торговле начался определенный спад, но импорт серебра в Биармию продолжался еще два века, хотя уже в значительно меньших количествах и худшего качества. А приблизительно с X века начался и отток серебряных изделий в направлении Скандинавии, Новгорода, а затем и Московской Руси. Сведения о Бьярмланде начали поступать в Скандинавию со второй половины IX века. В конце этого столетия о походе в эту сказочную страну рассказывал английскому королю Альфг реду Великому норвежец Отар, — об обычаях и религии жителей Бьярмланда — бьярмов. В древней истории Швеции Олафа Далина говорится, что Биармия управляется собственными князьями. Бьярмы, как утверждают саги, владели огромным количеством серебра и драгоценных украшений. Корабли викингов ходили в Бьярмланд северным морским путем через Гандвик (Белое море) и Финнмарк (Финляндию). «Закамскбе серебро» было главной целью походов новгородских ушкуйников в XI—XV веках на Каму и в Югру, «за камень» — в Приуралье. В И 93 году, когда новгородская рать подступила (с целью осады) к небольшому пермскому городку — Югра, жители чувствуя, что не устоят против такой серьезной сильц предложили новгородцам откуп: серебро и соболей, и «иное узорчатое».

Московский князь Иван Калита, завидуя богатым новгородцам, страстно желал отхватить свою долю сокровищ Биармии, именем золотоордынского хана требуя от Новгорода серебра «закамского». Стараниями Калиты на реке Мологе (приток Волги) было устроено обширное торжище, где обращалось «закамское серебро» — Холопий городок. С начала XIV века сюда приезжали московские, новгородские торговые гости, шведы, ливонцы, жители Великого Булгара, литовцы* поляки и даже греки и итальянцы. Из Великой Перми на торжище Холопьего городка на протяжении трех столетий текла река древнего сасанидского серебра — блюда, кувшины, сосуды, монеты... Одних только торговых пошлин здесь собиралось до 180 пудов серебра ежегодно!

Сокровища Биармии казались неисчерпаемыми. Между тем вполне резонным будет вопрос: а зачем лесным охотникам Биармии требовалось такое огромное количество серебра? Исследователи нового времени обратили внимание на то, что в бортиках по крайней мере 40 серебряных блюд, найденных в Верхнем Прикамье, пробиты небольшие отверстия, с помощью которых блюда подвешивались для совершения обрядов. Каких? На этот вопрос дали ответ этнографы. Оказывается, западносибирские угры использовали серебряную иранскую и византийскую посуду при совершении обрядов, посвященных духу Мир Сусне Хум — буквальный перевод «Смотрящий за людьми человек». Этот дух, по верованиям угров, самый младший, седьмой сын верховного божества Нуми Торума, покровитель охотников, посылающий им дичь. Его отождествляли с солнцем, поэтому во время совершения обрядов сверкающие диски серебряных блюд символизировали небесное светило. Во время молитв о ниспослании богатой добычи лесные охотники поклонялись сверкающим тарелкам, изготовленным в далеких и никогда не виданных ими Иране и Византии... Считается, что богатые клады серебряной посуды принадлежали шаманам, которые по «совместительству» являлись и племенными вождями (в родовом обществе эти функции обычно совмещаются). При этом они зарывали клады, скорее всего в расчете воспользоваться ими в загробном мире, в будущей жизни. Такие взгляды на драгоценные металлы и вообще на сокровища были широко распространены среди народов Севера, в том числе у скандинавов эпохи викингов. Считалось, что в золоте и серебре материализуется счастье и благополучие человека, его рода и семьи. Клады восточного серебра в прикамских лесах продолжают находить до сих пор. И как знать, может быть, главные сокровища Биармии еще не найдены.



Статьи

Необычные истории