Оценка стоимости клада



Окончательную оценку находки производят официальные лица, принимающие клад. Но просто перекладывать монеты по кучкам да вертеть в руках украшения, не понимая их ценности и их предназначения, — значит потерять большую часть радости и удовольствия от своей находки. Кроме того, есть реальная возможность встретиться во время сдачи клада с недобросовестными людьми или с нечестностью случайного зрителя вашей находки, которому, может быть, вы по доброте душевной покажете найденный клад. Не продавай там, где оцениваешь! — это правило номер один при обращении найденных вами вещей в звонкую монету. Не оставляйте оценщику свои находки без соответсвующих приемочных документов для «углубленного исследования» или для «консультации» с «узким специалистом» — это правило номер два.

Вам придется самому оценивать свои находки и в слу-того если вы набрали пару десятков единичных предметов, : связанных друг с другом ни временем, ни своим назначением. Приводимый ниже материал по предварительной оценке аходок носит характер общего обзора идентификации ценностей. Не полагайтесь стопроцентно на советы, предлагаемые к ной книге, так как каждый отдельный случай имеет шанс стать исключением или вообще выпасть из общепринятой системы представлений о каком-нибудь этапе истории. Почему прошу вас поберечься от поспешного заключения, что предмет, не вошедший в наше описание, не представляет никакой ценности.

Оценку изделия можно осуществлять по трем направлениям. Легче всего определить цену металла как такового. I ели вы находите слиток золота, то вряд ли имеет смысл считать, что он является исторической реликвией и может поить больше веса заключенного в нем металла. Правда, может случиться, что надписи и клейма на слитке окажутся путеводными нитями, связывающими его с другими сокровищами. Второй путь оценки изделий из металлов заключается и выявлении эстетической ценности найденного металлического предмета. Шедевр чеканки-по меди как металлический лом не представляет собой никакой ценности, ако как произведение искусства может стоить баснословно дорого. Несмотря на то, что существуют определенные «оценочные эталоны» и в искусстве, оценка таких находок дело весьма субъективное и подверженное влиянию моды.

Третьим критерием оценки является историческая ценность, редкость найденного изделия из металла. Кто знает, сколько можно получить денег за бронзовую фигурку животного, служившего украшением людям две-три тысячи лет тому назад, но уверен в том, что многие музеи мира захотят пополнить свои коллекции таким металлическим изделием. Самостоятельная оценка таких изделий невозможна! Лучшим, если не единственным, вариантом объективной оценки такой находки будет консультация со специалистом крупного музея. Обязательно следует немного подстраховаться от возможного обмана и начать переговоры с предоставления цветных фотографий и описания найденной вами редкости. Драгоценные металлы применяются, как правило, в изготовлении изысканных изделий, предназначающихся, в первую очередь, для больших ценителей красоты и роскоши, но из художественной литературы мы знаем массу примеров, говорящих о том, что богатство не всегда является достоянием одних лишь эстетов.

Рассказы о золотых рукомойниках и, извините, унитазах — наглядное тому подтверждение. У таких бытовых предметов из драгоценного металла больше возможности, оставаясь практически на виду, быть незамеченными. Вам, наверное, памятен случай с золотой колонной, валявшейся десятки лет среди людской толчеи и оставшейся неузнанной благодаря слою непрозрачного лака, нанесенного на поверхность металла? Почему тогда не предположить, что вывороченная из земли во время поиска окрашенная труба — золотая? Тем более, что есть пример, подтверждающий мои последние слова. Российская команда по экстремальным видам спорта проводила погружения на шельфе острова Куба.

При этом они поднимали со дна всякие предметы. Тут были и современные штампованные распятия, не стоящие более одного доллара, и какие-то предметы более ценные, а среди всего поднятого «хлама» очень выделялся обрезок трупы — небольшой, но очень тяжелый для своего размера. Каково же было удивление спортсменов, когда в Гаване им дали аключение, что это не труба, а переплавленный «под трубу» слиток золота 958 пробы весом 1 кг. Откуда он там взялся, можно только догадываться, но, скорее всего, это золото нацистов, которое переправлялось в Бразилию.

Может быть не стоит забывать бессмертную фразу Паиковского: «Пилите, Шура, они золотые!» Но определить золото не так уж сложно. Куда сложнее узнать процентное содержание золота в «золотоносном» изделии, если на нем нет пробы.

Что такое проба? Понятие «проба» в применении к благородным металлам — золоту, серебру, платине — имеет два значения: во-первых, проба показывает весовое содержание драгоценного металла в единице сплава, из которого изготовлена какая-то ювелирная вещь или отчеканена монета; во-вторых, это— государственное клеймо, гарантия полноценности ювелирных изделий или монет, находящихся в обращении. В большинстве стран, в том числе и в России, принята метрическая система, по которой проба показывает, сколько граммов драгоценного металла содержится в 1000 граммах изделия. Чистому металлу соответствует 1000-я проба.

В Англии и некоторых других государствах принята ка-ратная система, при которой стопроцентное содержание драгоценного металла соответствует 24 каратам. Золотой карат жвивалентен 41,5 грамма по метрической системе. Он отличается оттого карата, который служит мерой веса драгоценных камней и составляет 0,2 грамма.

Наиболее удобным оказалось клеймение изделий, в состав которых входят драгоценные металлы. На изгоговленное изделие ставят клеимо, а по нему можно определить, какую часть сплава составляет драгоценный металл. Клеймение называли также «орлением», потому что на клейме был изображен орел. Под клеймом штамповался год, а рядом — монограмма мастера. Старое клеймо было довольно крупным, особенно если сравнивать его с современным. До клеймения изделий металл пробовали на «взрез» и на «поджог», поэтому клеймо, определяющее количество чистого драгоценного металла в сплаве, стали называть пробой. Ранее считали, что клеймение изделий из драгоценных металлов в России началось после указа Петра I в 1700 году. ()днако в результате многолетней работы русских ученых над архивными документами выяснилось, что первый указ о клеймении изделий появился в 1613 году. Суть указа заключалась в том, что «серебряных дел мастера» должны были изготовлять изделия, по чистоте сплава равные «люб-скому ефимку» (иностранная высокопробная серебряная монета).

В указе Петра I устанавливались клейма для золотых и серебряных изделий и вводился надзор за мастерами и торговцами. Занималась им Серебряная палата в Москве. Два выборных старосты должны были бесплатно клеймить изделия, проверять торговые весы, а нарушителей «хватать и доставлять в Серебряную палату».

Указом были установлены четыре пробы для золота и четыре — для серебра. Пробы определялись приблизительно. Для золота, например: первая —«выше червонного», вторая — «против червонного», третья и четвертая — «ниже червонного». Затем пробирными уставами были введены цифровые пробы,определявшие количество чистого драгоценного металла в сплаве в золотниковом измерении (золотник равен 4,26 г). Например, 56-я золотая проба означала, что на фунт ( т. е. на 96 золотников) сплава приходится 56 золотников чистого золота, а 96-я проба показывала, что использован металл 100 % чистоты. В золотниковой (русской) системе были приняты следующие пробы: для золота — 36, 48, 56, 72, 82, 92 и 94-я; для серебра — 72, 76, 84 и 88-я. Стандарт на пробы непостоянен. Например, в России в 1711 году пробы на серебряные изделия были повышены от 62 до 72, потому что низкопробное серебро темнеет и зеленеет. В 1840 году введены 56 и 94 пробы для золотых сплавов.

С переходом на метрическую систему единиц золотниковая система проб стала не совсем удобной, поэтому в 1927 году она была заменена метрической. В метрической системе проб количество чистого драгоценного металла выражается в граммах на килограмм сплава. Например, 583-я золотая проба означает, что в 1 кг сплава содержится 583 г чистого золота. Если это выразить в процентах, то в сплаве золото составляет 58,3 %.

В метрической системе проб для ювелирной промышленности приняты следующие пробы: для золота — 375, 500, 583, 750 и 958-я; для серебра — 750, 800, 875 и 916-я; для платины — 950-я; для палладия — 500 и 850-я. В ряде стран Европы клеймят изделия 333-й и 585-й пробами. И несмотря на то, что в нашей стране не изготовляют ювелирные изделия 333-й пробы, этот сплав предусмотрен ГОСТом.

Не ставить клейма разрешается лишь на вещи, имеющие историческую и археологическую ценность, на инкрустацию по оружию и другие высокохудожественные изделия, а также на лабораторное оборудование и инструменты. Для распознавания состава золотых сплавов существует маркировка, по которой узнают не только компоненты сплава, но и процентное содержание каждого компонента. На компоненты указывают буквенные обозначения марки, а на содержание компонентов (в тысячных долях) — цифровые. Буквенный шифр ставится в начале марки и означает: Зл — золото, Ср — серебро, М — медь, Пд — палладий, Пл — платина, Н — никель, Кд — кадмий, Ц — цинк.

Цифровой шифр ставится в конце марки. Например, марка ЗлСрМ583-80 означает, что в состав сплава входят: 58,3 % золота (583 проба), 8 % серебра, остальное медь. В сплавах с содержанием палладия, платины и никеля цифровой шифр несколько иной: он указывает на процентное содержание всех компонентов, кроме золота. Например, в сплаве марки ЗлСрПд5-20 содержится 5 % серебра, 20 % палладия, остальное — золото. Кроме стандартных сплавов, предприятиями ювелирной промышленности применяются и нестандартные — опытные сплавы, но обязательно соответствующие указанным пробам.

Сплавы серебра, используемые для изготовления ювелирных изделий, в отличие от золотых, имеют только один легирующий компонент — медь. Она повышает твердость сплавов, сохраняя, однако, достаточную пластичность, ковкость и тягучесть. Все серебряные сплавы одинаковы по цвету и отличаются друг от друга процентным содержанием серебра. В четырех сплавах, определенных ГОСТом 6836-72 для изготовления ювелирных изделий, должно содержаться 91,6; Х7,5; 80 и 50 % серебра. Тем не менее, для ювелирных изделий используются чаще сплавы 916-й и 875-й проб.

Серебряные сплавы маркируются абсолютно так же, как золотые. Например, марка СрМ916 означает, что в сплаве — 91,6 % серебра, а остальное — медь. Сплавы платины, используемые в ювелирном деле, компонуются в двух вариантах, причем содержание платины и в том и другом одинаково — 95 %. В качестве легирующих компонентов этих сплавов используют медь и иридий. Оба щлава — двухкомпонентны. Наличие 5 % меди в платино-во-медном сплаве понижает температуру плавления, сохраняет мягкость, тягучесть и пластичность сплава. Присутствие 5 % иридия в платиново-иридисвом сплаве повышает к мпературу плавления, кислотостойкость и твердость сплава, что делает изделия из него более износостойкими. Этот сплав лучше полируется.

Чистое серебро и чистое золото можно определить старинным простейшим методом — «на зуб», который на поверхности металла оставляет вмятину. Состав золотого или серебряного сплава не позволит определить хотя бы приблизительно ни цвет, ни блеск, ни звон. Цвет сплава золота одной и той же пробы может варьироваться от красного до белого, через переходы к зеленому и желтому цветам — в зависимости от комбинации легирующих добавок. Самый простой, но весьма приблизительный способ определить пробу в золотом изделии тот, которым воспользовался Архимед. Однажды Архимеда попросили определить, действительно ли корона сиракузского царя изготовлена из чистого золота. Великий греческий ученый сконструировал гидростатические весы, с помощью которых можно было различать металлы. Эти весы имели равноплеч-ное коромысло и пару чашек. На одном плече были нанесены деления и укреплена гирька, перемещавшаяся вдоль коромысла. Определение неизвестного металла осуществлялось двойным взвешиванием. Сначала на одну чашку весов клали проверяемое изделие, а на другую — золото, в количестве требуемом для уравновешивания.

Затем обе чашки вместе с лежащими на них грузами погружали в воду. При равенстве веса разные металлы занимают неравный объем. Выталкивающая сила воды равна весу вытесненной жидкости. Поэтому, когда на чашках весов лежат разные металлы одинакового веса, при погружении в воду равновесие нарушается. Переградуировав предварительно гидростатические весы по разным металлам и определив, на сколько делений для каждой их пары нужно сдвинуть гирьку на коромысле для уравновешивания весов в воде, Архимед получил возможность определить, из какого металла состоял неизвестный груз. Таким образом Архимед вскрыл в золоте примесь серебра. Арабы использовали и развили достижения греков: они изготовили равноплечные коромысловые весы, обладавшие замечательной точностью — около 5 мг. В 1121 году Альк-гацини создал гидростатические «весы мудрости» Установи ленные с их помощью значения удельных весов золота, ртути и других металлов отличаются от современных лишь на доли процента. «Весы мудрости» получили самое широкое распространение, позволяя надежно отличать драгоценные металлы и камни от поддельных.

Однако объемно-весовой метод не учитывает возможной пористости металла и состава примесей. Можно воспользоваться другим методом определения пробы — визуально-метрическим. Заключается он в том, что мастер на глаз (визуально) сравнивает окраску черты, проведенной краем или зубцом той вещи, которую исследуют, по гладкой, слегка натертой маслами (миндальным, ореховым или костяным) поверхности особого пробирного камня, с окраской других черт, нанесенных на этот же камень эталонными иглами разной пробы. Точность такого определения во многом зависит от качества пробирного камня, надежности эталонных игл и от опытности мастера, выполняющего эту работу. Пробирный камень — каменистый сланец черного цвета (без трещин и инородных включений), мелкозернистого строения, с ровно отшлифованной поверхностью. Камень должен обладать хорошей стойкостью к действию кислот: азотной, серной, соляной и их смесей.

Для более точных определений используют специальные реактивы. Присутствие в сплавах серебра можно обнаружить действием капли азотной кислоты, а затем, на то же место, — капли соляной кислоты. При наличии серебра образуется творожистый осадок хлористого серебра. Раствор йодистого калия служит для приблизительного определения пробы платиновых сплавов. На черте платинового сплава реактив оставляет темный осадок. Чем ниже проба платины, тем темнее осадок.

Как и с золотыми сплавами, ориентиром выступают эталонные иглы. На технически чистую пластину йодистый калий не действует. Пробирование муфельным способом. Муфельный способ идентификации драгоценных металлов в сплавах базируется на химической пассивности их к кислороду. Испытуемый сплав сплавляют с металлическим свинцом. Свинцовый сплав, так называемый веркблей, обрабатывается при помощи купелирования. Купелирование — окислительный процесс разделения благородных и неблагородных металлов. Он ведется в пористом огнеупорном сосуде — капели — при высокой температуре. Капели изготавливают из чистой костной муки или смеси магнезита и цемента. Посредством капиллярных сил окислы металлов всасываются пористой массой капели, а благородные металлы остаются на ее поверхности в виде блестящего металлического королька.

Капели помещают в разогретую до 850 °С муфельную печь, и на раскаленных капелях размещают веркблей. Свинец плавится и покрывается тонкой пленкой. Окончание купелирования характеризуется двумя явлениями: цветением королька и его бликованием. Цветение заключается в том, что на поверхности королька появляются радужные круги. Это явление продолжается всего несколько секунд, затем королек тускнеет и вновь вспыхивает ярким блеском (бли-кование) по причине испускания скрытой теплоты плавления. После этого королек затвердевает, и процесс купелирования заканчивается. Рекомендуется брать на 0,25 г определяемого золотосодержащего сплава около 5 г свинца, при весе капели — 7 г. После купелирования королек, содержащий золото и серебро, разваривается в азотной кислоте, которая растворяет серебро, не воздействуя на золото. Полученный осадок просушивают, прокаливают и взвешивают на пробирных весах. По массе сплавленного осадка определяют пробу данного сплава.

Монетный клад — очень своеобразное собрание ценностей, предоставляющее широкий материал для научных изысканий, поэтому такие клады нельзя разъединять «по сортам» и демонстрировать в различных местах для окончательной оценки. Для объективной оценки их необходимо отнес-III в крупный музей, даже если в этом кладе не присутствуют изделия из драгоценных металлов. Другое дело, самостоятельно попытаться определить отдельные монеты, что-|)ы по современным нумизматическим каталогам узнать их реальную стоимость. Термин «нумизматика» стал употребляться в средние иска как название науки о монетах. Нумизматика изучает сдельные монеты и клады монет как отражение товарно-денежных отношений и памятники медальерного искусства и техники монетного дела. Объектом ее изучения являются также товаро-деньги, бумажные деньги, боны, ордена и медали.

Эта наука помогает решать вопросы из различных областей знаний: истории, археологии, политической экономии, языкознания, искусствоведения. Нумизматика, в свою очередь, в своих выводах опирается на эти науки. Нумизматика выросла из любительского собирания монет. Коллекционирование зародилось в эпоху Возрождения, u X1V-XV веках, сперва, в Италии, а затем — ив других странах. Начали появляться труды, в которых объяснялись надписи и изображения на монетах, составлялись инвентари местных собраний. К XVIII веку относятся первые попытки приведения в систематический вид магериалов, а в XIX веке были составлены первые каталоги музейных собраний монет по отдельным эпохам и странам и опубликованы фундаментальные работы по всем разделам нумизматики.

В XIX веке нумизматика становится университетской чисциплиной во многих западноевропейских странах, а таксе в России. Нумизматика — вспомогательная историческая дисциплина. По мере развития методов нумизматических исследований она все больше приобретает самостоятельное значение. Название «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), храм которой находился на Капитолии в Риме. Металлические деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны Монеты, стали называться в Риме, а позднее и в других странах, монетами. Первые монеты были просто маленькими слитками металла неопределенной формы. При обращении таких металлических денег, имевших форму слитков, надо было проверять их вес и пробу. Когда началась чеканка монет (в VII веке до н. э. в Греции), государственный штемпель на них подтверждал вес и доброкачественность монетного металла.

Круглая форма монеты, как наиболее удобная для обращения, вытеснила все другие формы. На каждой имеется определенное изображение и надпись — легенда. Монета имеет лицевую сторону (аверс), оборотную (реверс), обрез и ребро (гурт). Внешние данные монеты или основные изображения и надписи, постоянно присущие той или иной группе, называют монетным типом. Монетный тип дает представление о месте и времени выпуска монет, ее номинале и т. д. Варианты или разновидности отмечают незначительные изменения в деталях рисунка или в надписях на монетах одного и того же типа. Чеканка монет из драгоценного металла (золота, серебра) осуществлялась обычно с добавлением некоторого количества постороннего металла. Монета, покупательная сила которой соответствует стоимости содержащегося в ней металла, называется полноценной. Покупательская сила неполноценной монеты превышает стоимость содержащегося в ней металла. Полноценные монеты являются действительными деньгами, а неполноценные — это лишь знаки, ил и представители, действительных денег.

Монопольное право выпуска монеты принадлежит государству. Монеты чеканятся, как правило, по общегосударственному образцу — такое право называется монетной регалией. Монетная регалия составляла один из признаков суверенности монарха на подвластной ему территории, поэтому население вынуждено было пользоваться именно теми монетами, образец, стопу, качество и условия обращения которых устанавливал монарх. Нередко отдельные феодалы и города за соответствующее вознаграждение получали от короля (императора, князя) привилегии на чеканку собственных монет, которые имели право на обращение наряду с общегосударственными. Если монета чеканится в ознаменование какого-либо события, ее называют мемориальной (памятной), а если для подарков привилегированным лицам — донативной.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X века, а со второй половины XIV века чеканились уже систематически. До начала XVIII века слова «монета» не было в русском языке. Поначалу в России монеты чеканились во многих городах (Москве, Новгороде, Пскове и др.). Чеканка обычно передавалась на откуп частным лицам. В 1535 году в Москве появился государственный Монетный двор, и чеканка монет постепенно была изъята из рук частных лиц. До начала XVIII века Москва оставалась центром монетного производства, а в 1724 году был основан Монетный двор в Петербурге. На протяжении XVIII-XIX веков было открыто несколько временных монетных дворов: Екатеринбургский, Сестрорецкий, Колыванский, Ке-нигсбергский, Варшавский и другие.

С 1876 года Петербургский Монетный двор оставался единственным в стране, за исключением Гельсингфорсе кого, который чеканил только финские марки. В советское время действовали два монетных двора — Московский и Ленинградский. Среди семейных реликвий, переходящих от родителей к детям на протяжении нескольких поколений, встречаются старинные золотые, серебряные или медные монеты, медали, а иногда похожие на них предметы. Определить и оценить старинную монету может попытаться только специалист в музее.

Греческие монеты чеканились в разное время многочисленными городами-полисами, союзами городов, их колониями, несколькими государствами. Первые древние монеты появились в VII в. до н. э. в Лидийском государстве. Разновидностей этих монет— множество: это золотые статеры (12-16 г) и их доли; серебряные драхмы (3,66,07 г), оболы (0,73 г) и кратные им, медные халки и ленты. Чеканились они до II или III в. до н. э. В нашей стране были распространены в Крыму и на побережье Черного моря.

Римские монеты (III в. до н. э. - V в. н. э.) чеканились Римской республикой и римскими императорами. Зачастую представляют собой высокохудожественные произведения. Золотые: ауреус (8,19-5,5 г), солид (4,55 г); серебряные: динарий (4,55-3,9 г), сестерций (1,14 г); из бронзовых наиболее известны ассы. Эти монеты были в обращении на побережье Черного моря и в Киевской Руси. До монгольского нашествия (VIII-XI вв.) на Руси широкое распространение имели так называемые куфические дирхемы, чеканившиеся на территории Арабского Халифата. Это серебряные монеты весом от 2,7 до 3,4 г, на которых нет изображения людей или животных, а только надписи арабской вязью, указывающие год, место чеканки и имя правителя.

Первые монеты на Руси появились в конце X — начале XI веков. Это так называемые «златинки» и «сребреники» («серебряники»). Весом (4,2 г) и внешним видом златинки были подобны византийским солидам. ВIX-XI вв. на Руси имели хождение западноевропейские динарии, известные в Англии как пенни, в Германии — пфе-нинги, во Франции —денье. А позднее, в XIII-XV вв., появились и золотые монеты: гульдены, дукаты, флорины, цехины, экю и т. п. Своеобразными «монетами» служили находившиеся в обращении на Руси в XII-XIV вв. слитки серебра — гривны. Это были киевские гривны шестиугольной формы весом 140-160 г, новгородские— в виде палочек, весом около 204 г; черниговские — весом, как новгородские, а формой, как киевские; литовские — палочки с поперечными желобками; татарские (на территории Поволжья) — ладьеобразные.

Ограничимся кратким (и далеко не полным) перечислением редких монет: много интересного можно найти среди копеек, выпускавшихся самостоятельными князьями Руси; редки медные и серебряные рубли, а также «ефимки с признаками» времен царя Алексея Михайловича; уникальны предшественники орденов и медалей — наградные «золотые» XVI-XV1I вв.; редки многие из первые монет Петра I; медные квадратные платы-монеты 1725-1727 гг.; изъятые из обращения монеты Иоанна Антоновича; медные «сест-рорецкие рубли» весом по килограмму; уникальны «константинопольские» рубли; ценны монеты XIX в.; представляют исторический (и, конечно, нумизматический) интерес многие чеканившиеся для Польши монеты с русско-польским обозначением номинала; монеты 1756-1757 гг. для прибалтийских провинций —«ливонезы», и также монеты для Пруссии, Грузии, Финляндии, Молдавии, Валахии и сибирские монеты.

Часы. С самого своего момента появления механические часы стали ценностью. А это уже несколько сотен лет. Даже самые обыденные часы, оснащенные простым механизмом, чаруют невероятной хитростью микродвижений мельчайших деталей, своим тиканьем, создающим иллюзию учащенного сердцебиения какого-то маленького живого организма. Хорошие часы всегда были предметом гордости и вожделенной зависти человеческой, а значит, той вещью, которую прятали вместе с деньгами и украшениями. Даже самые простенькие старинные часы нынче стоят немалых денег, а коллекционеры ведут постоянную «охоту» за этими шедеврами технического гения наших предков. Что уж говорить о такой категории сокровищ мирового значения, как ювелирные изделия со встроенными в них часами фирмы «Фаберже».

Железные изделия. Под железными изделиями понимаются все стальные и чугунные предметы, которые дошли до нас сквозь толщу лет. Мы говорим о предметах, пролежавших в земле недолго. Дело в том, что рассчитывать на хорошую сохранность древних железных предметов не приходится. Основной враг железа — ржавчина. Если пленки плотных окислов защищают бронзу и медь, то окисление железа — безжалостный и безостановочный процесс, который протекает тем быстрее, чем больше содержится влаги в окружающей железное изделие среде.

Поэтому железные предметы способны хорошо сохраняться только в особых условиях: либо они должны храниться в сухом помещении, либо их поверхность должна быть покрыта невысыхающей масляной или жировой смазкой. Старинных бытовых железных изделий, в связи с перечисленными выше причинами, в коллекционных собраниях имеется не так уж много; спрос на них тоже невелик. Наибольший интерес для коллекционеров представляет оружие. Оружие, как правило, лучше сохраняется в тайниках, чем прочие железные предметы, т. к. хорошо консервируется смазками перед захоронением. Оружие часто представляет собой настоящее произведение искусства, и при условии хорошей сохранности всегда будет желанным гостем для музейной экспозиции.

Тем более, если находка старинного оружия в кладах не имеет никакого отношения к сбору оружия с полей сражений последней войны. Учтите, что найденное боеспособное оружие серийного производства будет рассматриваться правоохранительными органами со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. При находке старинного оружия в хорошей сохранности требуется квалифицированная помощь юриста, чтобы избежать возможных осложнений во взаимоотношениях с милицией.

Изделия из цветных металлов. Как в найденных кладах, так и среди «незапланированных» находок частым трофеем кладоискателя будут изделия из цветных металлов. Благодаря своим хорошим декоративным и техническим качествам цветные металлы служили исходным материалом для изготовления различных бытовых предметов и малых скульптурных форм, а также различных деталей, применяемых в строительстве в качестве отделочного материала. Могут попадаться очень ценные вещи, имеющие историческую и художественную ценность.

Фарфоровые и фаянсовые изделия. Это самые распространенные неметаллическиме изделия, из встречающихся в кладах. В клады они попадали, в основном, во времена германского нашествия второй мировой войны, когда жители прифронтовых селений повсеместно закапывали свое имущество подле оставляемых жилищ.

Помимо перечисленных выше путей оседания фарфоровых и фаянсовых редкостей в простейших бытовых кладах, существует еще одна возможность обнаружить очень дорогую вещь среди простеньких керамических изделий прошлого. Дело в том, что некоторые предметы неожиданно приобретали какую-либо скандальную известность, в результате чего становились предметом «охоты» коллекционеров. В России первый фаянсовый завод построили в 1799 г. под Киевом, а в конце позапрошлого столетия русское фаянсовое производство концентрировалось на заводе в Тверской губернии. Кроме массовой посуды, здесь стали изготовлять статуэтки и различные предметы хозяйственного обихода — пепельницы, солонки, чернильницы. По техническому исполнению продукция была безупречной; но художественные достоинства оставляли желать лучшего.

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. В настоящее время изучено свыше 600 марок русской керамики. Но нередко еще и сейчас на изделиях старинного русского фарфора встречаются загадочные марки.

Марки обычно располагали на основании изделий. Подобно росписи на фарфоре и фаянсе, марки бывали расписные надглазурные и, более устойчивые, подглазурные; нередко маркой был просто оттиск знака в необожженной массе. К сожалению мне не под силу в рамках одной главы осветить всю замечательную историю русской керамики. Но, к счастью любителей и коллекционеров, в нашей стране издано много книг по этой увлекательной теме.



Статьи

Необычные истории