Церковный клад



В селе Никольское Клинского уезда, на усадьбе крестьянского сына Ивана Acuiccmoeea, имеется заросший пруд размерами в длину 30 сажен, а в ширину 20 сажен. Рядом с прудом на расстоянии 20 сажен от берега имеется курган в поперечнике он около 20-и аршин, в вышину около аршина. По преданию, в кургане зарыты сокровища от разоренной в Смутное время поляками церкви, а в пруд опущены колокола. (РГАДА, фондМЗ.)

Трагические события и напасти, преследующие Русскую православную церковь на протяжении веков, не могли не сказаться на значительном количестве кладов, связанных с утерянным церковным имуществом. Особое внимание хочется уделить вопросам, связанным с захоронением церковных колоколов. Казалось бы, с точки зрения современного обывателя, ценность колокола невелика. Подумаешь, может сказать кто-то, кусок бронзы! Стоит ли он того, чтобы его прятать? А вот и стоит! Вспомним, что массы колоколов измерял ись от 50 килограмм до 2 тонн! И стоимость рядовой бронзы даже теперь, во времена широчайшего развития рудного и металлургического производства, весьма немаленькая, а 100—200 лет назад цена исходного металла для колокольного производства была намного выше. Кроме того, для усиления и облагораживания звука, создания невероятно звучного, «малинового» отзвука некоторые партии колоколов отливали по несколько иной технологии. В качестве исходного материала брался сплав красной меди и серебра. Причем масса серебра в сплаве достигала 42%! Поэтому зачастую при реальной угрозе для такого сокровища монастырской или Церковной братией предпринимались все. меры по его сохранности. Вот один из примеров такого рода.

Московская область. Окрестности города Клина. Неприметная деревенька, застроенная в основном новодельными кирпичными коттеджами и приземистыми бревенчатыми дачками. Название у нее самое традиционное— Никольское, Деревня как деревня, таких тысячи. Единственное^ что ее несколько отличает от других деревень, так это покрытые строительными лесами развалины старинной церкви на ее окраине. Тишина и покой. А ведь именно здесь в 1610 году разыгрались трагические события, связанные с появлением в окрестностях Клина польского отряда, который грабил все и вся. Уланы разоряли и волокли в свои обозы все, что попадалось им на пути, не гнушаясь и нападений на православные храмы. Но не все безропотно отдавали налетчикам нажитое. Некоторые, наученные горьким опытом селяне предпринимали превентивные меры по сохранению личного и общественного имущества. Но вы понимаете, что спрятать узелок с личными сбережениями — это совсем не то, что спрятать несколько многопудовых колоколов.

Вот и жители данного села поступили довольно мудро. Метрах в пятидесяти от церкви, за опоясывающей ее проселочной дорогой, располагался глубокий пруд, вырытый в незапамятные времена. Вот к нему-то и покатили крестьяне спешно спущенные с колокольни бронзовые «музыкальные инструменты». Шесть колоколов были по очереди погружены на наскоро сколоченный плот, вывезены на середину пруда и сброшены в воду. Прочие же церковные ценности тоже были собраны и укрыты вблизи все того же неприметного пруда. И для этого были все условия. Буквально в двадцати саженях от пруда с его северной стороны располагался невысокий курганчик. Именно в нем и было решено закопать сундучок с серебряными изделиями. Осторожно сняли дерн, вырыли неглубокую ямку и, уложив в нее поклажу, замаскировали место захоронения, возвратив дерн на место.

Казалось бы, все спрятанное должно было быть извлечено, как только минует угроза грабежа, но реальное развитие последующих событий сделало этот процесс невозможным. Поляки, обозленные тем, что их столь дерзко обманули, выместили свою злобу на ни в чем не повинных жителях. Дома их были сожжены, а взрослое население порублено саблями. Но легенда осталась жить в народной памяти. С тех пор прошли столетия. Почти зарос старый пруд, практически сгладился и без того невысокий курган. Нынешние жители деревни Никольское даже и не подозревали о том, что живут рядом со старинными раритетами. Такова была исходная легенда и такова была дошедшая До наших дней информация.

Но всякую легенду рано или поздно вспоминают, и находятся любознательные деятели, готовые выпотрошить ее до самого дна и отыскать припорошенную прахом столетий истину. Здесь случилось то же самое. В начале сентября 2003 года вблизи вышеупомянутого села остановилась видавшая виды BMW черного цвета. Из нее выбрались двое мужчин и, походя сфотографировав одетый строительными лесами храм, принялись якобы бесцельно бродить по окрестностям села. Был в составе крохотной разведгруппы и я. Разумеется, нас в первую очередь интересовал старинный пруд, поскольку именно в его недрах мы и надеялись отыскать мощную залежь цветного металла. С восточной стороны храма начиналась уходящая под уклон неширокая равнина, и мы, естественно, двинулись вдоль нее, представляя себе, что именно под уклон было легче всего катить тяжелые колокола- Но нас ждало жестокое разочарование. Примерно через сто пятьдесят метров тропинка привела нас к речушке, скрытой за неширокой грядой густой растительности, коричневатая вода которой ясно указывала на то, что истоки ее были в торфяных болотах. Попив воды из устроенного вблизи берега родничка, мы, расстроенные, повернули обратно. Когда мы ехали на место проведения разведки, то всевозможных прудов и озер видели штук, наверное, пять. А здесь, можно сказать в историческом месте, где пруд просто обязан был быть «как штык», его почему-то и не оказалось.

Вдоволь набродившись по окрестным рощицам и отчаявшись найти хотя бы простую лужу, мы вернулись в село. Пришлось тормошить местное население, что никак не входило в наши планы. Но деваться было некуда. Ведь не возвращаться же в Москву с пустыми руками? — Адашев пруд, что ли, ищете? — спросил меня мужчина, копавшийся в огороде одного из деревенских домов. — Да, да, — с готовностью закивал я. — От него уж почти ничего и не осталось, — скорбно поджал губы мужчина. — А сам он вон там, где дубы стоят,.. Голова моя автоматически повернулась туда, куда указывала вытянутая рука местного знатока родного края. Я не мог поверить своим глазам. Пруд, который мы искали по всей округе, находился буквально в двадцати метрах от вновь возводимой колокольни! И на его месте было даже не болото и даже не пустырь, а самая настоящая небольшая роща. Призывно махнув рукой напарнику, я помчался в указанном направлении. Да-а, наш информатор не соврал. Пруд там Действительно был... некогда. А сейчас довольно глубокий кот-лованчик настолько зарос всевозможной растительностью, что представлялось нешуточной проблемой даже спуститься в него, не то что проводить там какие-то целенаправленные замеры. Кстати, была там и вода! Правда, только в одном крошечном его уголке, ближе всего расположенном к шоссе. Деревянная лесенка вела к крошечному озерку размером... не более 4 квадратных метров.

Но делать было нечего. Нацепив на себя прибор, я смело полез в буквальном смысле слова в непроходимые заросли. Забыл сказать, что размеры изрядно заросшей впадины были гораздо меньше той. что была указана в легенде. На глаз примерно 25x40 метров это было все, что оставалось от бывшего пруда на данный момент. Только это обстоятельство меня и утешало, ибо промерить столь небольшую площадь в принципе можно было достаточно быстро. Но вскоре я понял, что о точных, правильно рассчитанных замерах придется забыть, и решил ограничиться констатацией одного-единственного факта; «есть» или «нет». Для этого много времени не понадобилось. Буквально проломав в зарослях два относительно параллельных прохода, я через двадцать минут работы однозначно установил: «нет». Прибор бесстрастно зарегистрировал, что никакой крупной массы металла в котловане не было. Следовательно, здесь не было в яме и колоколов.

Поскольку тащиться обратно через заросли двухметровой крапивы мне не хотелось, я полез вперед, визуально ориентируясь на сверкающий над земляным бруствером недавно отреставрированный крест. Спотыкаясь на многочисленных бутылках и пивных банках, я выбрался на поверхность и тут же увидел лежащую передо мной громадную воронку, полностью засыпанную бытовым мусором. Мгновенно мне все стало понятно. Колокола здесь все же были! Были точно! И лежали они именно в той точке полузасыпанного пруда, которая была наиболее близка к несохранившейся до наших дней колокольне. Но их явно уже нашли, и что самое обидное, нашли относительно недавно. Нам оставалось отыскать и промерить лишь заветный кур-ганчик. Была, все еще теплилась робкая надежда обнаружить церковные сокровища, некогда в нем спрятанные. Но, осмотрев северные окрестности пруда, мы отыскали лишь два легких намека на некие возвышенности. И обе они, как это у нас водится, были шедро завалены железным мусором и стройматет риалами, оставшимися от возведения двух близстоящих домов. Кроме того, поблизости от места предстоящей работы лежал перевернутый набок старый УАЗ.

Поскольку мифический курган располагался в двадцати саженях от пруда, то я двинулся к самому дальнему от него бугорку. Одна сажень, как известно, равна 2,13 метра, и я трудолюбиво отсчитываю мерные (метровые) шаги от спускающейся к воде лесенки. Надо, все же надо сделать попытку докопаться до истины. Поставил опорный знак на одном из деревьев и приступил к магнитосъемке. Но вот, кажется, и все. Сотни цифр плотно покрывают страницы рабочего блокнота, скрывая за множеством корявых карандашных значков спрятанные под землей тайны. Но разбираться с ними я буду позже, дома. А сейчас пора собираться в дорогу. Проходит всего несколько минут, и на дороге оседает ржавая пыль, поднятая автомобильными шинами. И вскоре ничто уже не говорит о том, что здесь работали поисковики. Только белесая зарубка на стволе березы с непонятной буквой «С» да торчащие в некотором отдалении от шоссе деревянные колья еще некоторое время будут напоминать о посещении села Никольское заезжими искателями сокровищ. Иной раз случаются и совсем фантастические истории, также связанные с бесследно исчезнувшими колоколами. Совсем недавно ко мне из Краснодарского края пришла ксерокопия письма, отправленного неким Е. Зарубиным председателю приходского совета собора Михаила Архангела. Фамилию председателя я деликатно опущу, поскольку письмо было все же личного характера.

Почему ко мне попало чье-то частное письмо? Дело в том, что, скорее всего, данное послание случайно оказалось в руках моих коллег по поисковым делам после того, как отправитель его внезапно скончался на больничной койке районной больницы. Заинтересовало же оно их после того, как наряду с другими сведениями они вычитали в письме конкретные указания, напрямую связанные с проблемами поисков давным-давно потерянных колоколов. Чтобы не быть голословным, приеду выдержку из письма Зарубина, посвященную данному вопросу.

«Теперь о том, о чем я не сказал полностью в 1992 году. Соборные колокола лежат в заройках, где брали глину для дореволюционного кирпичного завода, колоколов пять, общим весом примерно 1100 кг, вылиты из смеси красной меди и серебра на Валдае в 1865 году (серебро 42% от веса), они лежат на глубине около двух с половиной метров. Они зарыты почти рядом, в трех местах 2—1—2, посредине самый большой. Закопаны на лучах, которые нужно провести от трубы старого кирпичного завода на три кургана хутора Ш-го. Четвертый луч, от колодца на часовню-маяк, села Г-и, которая стояла на старом кладбище. На перекрестии этих лучей и лежат колокола..> (Названия и хутора, и деревни я опускаю, поскольку колокола все еще не найдены.) Правда, интересно? Надо полагать, что все колокола были именно спрятаны, и спрятаны так, чтобы их можно было довольно легко отыскать. Полагаю, все пять колоколов, уникальных и дорогих, были зарыты в послереволюционные времена, ориентировочно в 1924 или 1925 году, то есть тогда, когда по всей стране развернулась безоглядная и бескомпромиссная борьба коммунистической власти с властью церковной. Но даже во взбаламученной отчаянной борьбой за власть стране, как я неоднократно убеждался, находились истинно верующие люди, готовые ради веры идти на самые отчаянные поступки.

Похожий случай произошел в послереволюционные годы и в Тверской области. В районе города Андреаполя, к северу от него, есть примечательное озеро, носящее название Отолов. Озеро очень интересное даже с точки зрения геологии. Узкое, вытянутое с юга на север, оно напоминает разлом в земной коре, словно бы проделанный неким гигантским плугом. Места там ныне глухие и почти заброшенные. А раньше там кипела жизнь. Распахивались поля, выращивался лен и пшеница. И народу было много, не в пример нынешним временам. Так много, что местный чудаковатый помещик даже перебросил через озеро деревянный мост, соединивший напрямую его усадьбу и село Суханы, в котором жили сотни людей, действовала большая и красивая церковь.

Но пришли иные времена, возобладали иные нравы. Приехали комиссары и повелели срочно снять колокола и отправить их на переплавку. Что делать? Как поступить? Ослушаться? Можно было запросто лишиться головы. Но приезжие никого и спрашивать не стали. Мелкие колокола просто обрезали и сбросили с колокольни вниз. Как вспоминает одна пожилая женщина, свидетельница произошедшего здесь святотатства, они жалобно стонали, разбиваясь о землю при падении с большой высоты. Но с самым большим двухтонным колоколом вышла заминка. Он был настоль^ ко велик и тяжел, что богоборцы всерьез опасались того, что при неудачном падении тот разрушит и саму башню колокольни. Решено было спускать громадину потихоньку, на блоках. С грехом пополам спустив колокольный «бас» на грешную землю, его погрузили на конфискованную телегу и с малой скоростью повезли на сборный пункт металлолома, устроенный в деревне с очень подходящим для этого случая названием — «Красная Москва». Но то ли действительно есть Бог, то ли просто произошел несчастный случай, но едва возница удалился от церкви на несколько сотен метров, как внезапно лопнула передняя колесная ось и телега опрокинулась.

Я уже говорил о том, что озеро Отолов очень своеобразно, и не совсем характерно для большинства озер русской равнины. Это настоящий каньон с очень крутыми и обрывистыми берегами. Поскольку же дорога шла прямо над обрывом, то колокол, являющийся с геометрической точки зрения фигурой качения, немедленно покатился под откос. Остановить его падение никто даже не пытался, бронзовая махина раздавила бы любого, ставшего на его пути. Всплеснула вода, и разогнавшийся колокол с размаху погрузился в темные воды озера. Но и там он не прекратил своего движения. Скользкое от ила и все еше довольно крутое дно даже способствовало тому, что его движение продолжалось еше на протяжении десятков метров. Никто из сопровождавших подводу людей в дальнейшем даже не пытался извлечь исчезнувший колокол. Не было тогда в деревнях ни мощных лебедок, ни факторов. Да и глубина, на которой остановился «беглец», была просто недоступна людям без специального снаряжения.

Прошли десятилетия. Судьбе было угодно сделать так, что в почти обезлюдевшее село Суханы заехал ныряльщик-любитель Игорь Саломатин, привлеченный слухами об огромных щуках, якобы обитающих в Отолове. Страстный подводный охотник, не пожалевший для любимого хобби времени и немалых денег, был вознагражден по полной программе, в первый же заплыв подстрелив трехкилограммовую хищницу. Ободренный первой удачей, Игорь отдал добычу своему напарнику, сопровождавшему его на лодке, и вновь ушел на глубину. Увлеченный охотой, он постепенно удалился от села на довольно приличное расстояние, и тут с ним произошло неожиданное происшествие. Преследуя очередную рыбину, он опустился практически на предельную глубину и, лавируя среди затонувших бревен, внезапно вплыл в какую-то коническую емкость. Такого он никак не ожидал. Отпустив ружье, он торопливо ощупал явно металлические стенки неожиданного препятствия. Но воздух в легких уже закончился, и ему пришлось срочно подняться на поверхность. Едва отдышавшись, Саломатин нырнул вновь. Разумеется, его нимало не интересовал странный грот, но потеря ружья его никак не устраивала. После нескольких погружений ему вновь удалось обнаружить явно рукотворную пещеру. И только тут он наконец-то понял, что на озерном дне, почти на треть зарывшись в ил, лежит громадный колокол. Игорь, насколько это было возможно, ощупал края неожиданной находки. Судя по всему, старинный, потемневший от времени колокол был вполне цел и даже не потрескался. Отметив для себя этот факт, он подобрал ружье и продолжил охоту.

По возвращении он рассказал о неожиданной находке своему другу и наставнику — профессиональному водолазу Андрею Крюкову. Но сообщил мельком, как о некоем странном казусе. Ведь на самом деле, как еще можно было охарактеризовать такую неожиданную находку, как громадный колокол, отыскавшийся в совершенно неожиданном месте? Какое-то время информация об этом событии была совершенно никому не нужна. В бурные послеперестроечные годы такая «мелочь», как многотонный, невесть откуда взявшийся в озере колокол, вряд ли могла привлечь чье-либо внимание. К тому же лежал он в таком неудобном и труднодостижимом месте, что добраться туда на обычной легковой машине было практически невозможно.

Но так случилось, что через пару лет к Андрею Крюкову за консультацией обратился один из авторов данной книги. Рыбак рыбака видит издалека — гласит русская пословица. Поскольку и тот и другой длительное время и многие силы отдали поисковым работам на суше и под водой, то найти темы для разговоров у них не составило проблемы. Наряду с прочими рассказами всплыла и история с колоколом в озере Отолов. Будущий автор запомнил рассказ водолаза и при случае поведал его другому активному любителю исторических исследований, известному банкиру Александру 3-у. Однако и тот долгое время не знал, что делать с полученной информацией. Не знал до тех пор, пока совершенно случайно не познакомился с директором краеведческого музея, озабоченного проблемой реставрации и восстановления церкви как раз в том самом селе Суханы, откуда в 1924 году и пытались вывезти ускользнувший из рук церковных разорителей колокол. То ли многочисленные грехи подвигли банкира на организацию экспедиции по вызволению церковного имущества, то ли какие иные причины, но не прошло и месяца как «Газель» со специальным оборудованием двинулась на запад, по маршруту Москва — Ржев — Нелидово — Андреаполь — Суханы.

Мыс вами можем теперь не беспокоиться по поводу совсем было пропавшего колокола, он теперь в надежных банкирских руках и, надо думать, отрабатывает назад заведомо неблагоприятную карму финансиста. И в заключение -«малиновой» темы мне хочется рассказать об удивительной судьбе еще одного утопленного колокола, который невольно потянул за собой еще более загадочную кладо-искательскую историю. Представьте себе самый север Новгородской области. Дремучие бескрайние леса, мрачные* бурные реки, с tpyaoM продирающиеся через нагромождения буреломов. Присмотримся внимательнее к местности, лежащей к востоку от реки Ветлуга. Если вы возьмете подробную карту и хорошую лупу, то сможете разглядеть небольшую речку с несколько необычным названием Большая Кокша. На этой реке среди прочих небольших населённых пунктов можно отыскать и село Ченебечиха. На крутом берегу реки в том месте, где некогда образовалась громадная старица, и по сию пору можно видеть остатки монастыря и высокой краснокаменной колокольни. Именно там и разыгралось действие, о которой я хочу рассказать. В стародавние времена там произошли некоторые трагические события, о которых до нас дошли только многочисленные легенды. Обратимся к фактам. И для начала давайте прочитаем абзац из книги Владимира Цыбпна «Заговоренные клады и кладоискатели». Он озвучивает предание, записанное им в Костромской области. (Не забудем, что Костромская область в тех местах широко граничит с областью Нижегородской.)

Приезжал он (Стенай Разин) с Лялиных гор. На Ченсбечи-хе стояло большое черемисское село и церковь была Успенская. Село Успенское на Чснебсчихе он сжег, церковь разорил, церковный колокол бросил в озеро. За это поплатился. Чтобы вымолить прошение — бросил в озеро золото. На восточной сто-роие озера есть камень велик, а на камне — зарубки, вроде бы крест, а от того камня идту к берегу, и у берега будут уступчики. С последнего уступа можно достать клад, а последний уступок на сажень в воде. Кто достанет — одна десятая себе, остальное отдай на дела Божьи. А колокол в озере издает гул каждый год в Успеньев день». Неплохая версия, правда? Во всяком случае, достаточно романтичная и весьма убедительна. Ведь каждый из нас твердо знает, что Степан Разин некогда жил на самом деле и грабил вполне профессионально. Но вот вам для сравнения несколько иная история, связанная с той же самой темой. Правда, теперь источник информации у нас несколько иной. Мы обратимся к книге В.Н. Морохинл — «Легенды и предания Волги-реки».

«Ляля жил в горах у самой Ветлуги неподалеку от Варнави-на. (Теперь данная местность называется Лялины горы.) 8 Чснебсчихе стоял монастырь. Этот монастырь «Ляля» разграбил Колокол сбросил в реку Большую Кокшу. Золото же положил в бочку и бочку опустил в озеро, привязав его цепями к пню. Монастырь в настоящее время не сохранился». Замечаете, события начинают принимать интересный оборот. Хотя и не легендарный Степан Разин, а неведомый «Ляля» (подругой версии его звали «Сява»), по тоже разграбил, поганен этакий, некий монастырь, тоже сбросил колокол в реку и тоже (совершенно непонятно зачем) утонил добытое непосильным трудом золото в озере. Интересно, что и по сию пору напротив Ченебечихи, если смотреть через протекающую с юга реку, находится местность, называемая — Саввин бор. Сохранился ц населенный пункт, названный по имени знаменитого в тех местах разбойника. И это еше не все. В бору есть Савина грива, о которой известно, что это именно то место, где наш разбойник якобы закопал сокровишз из ограбленного его шайкой монастыря. Вы думаете, теперь-то мы с вами вплотную приблизились к разгадке места захоронения колокола и сокровиш? А вот и нет. Давайте ради большей точности и справедливости рассмотрим it третью версию, описывающую вышеперечисленные события. Згилянем в очень интересную книжку краеведа В. Смирнова — Клады, паны и разбойники (Этнографические очерки Костромского края. Кострома, 1921 г) Вот что там изложено по существу дела.

"Повыше села Воскресенского за восемь верст впала река Б- Кокша. Вверх по ней есть деревня (теперь пустошь) Ченебе-чи\а. От Ченебечихи три версты есть Подборная грива. От Подборной гривы верст 20 вверх по Кокше есть Быково озеро, не очень велико, продолговато, один конец на летний восток, а яругой в зимний запад. Из озера бежит речка Медянка в Б. Кок-ш Версты полторы от речки по озеру три кучи костей, от кос-Геи но берегу была изба пятистенная в 3 ряда, выкопана в земле против озера лестница о семи ступеней, от лестницы на берегу сосна на парей верченная (вывороченная ураганом). И на том озере погреб печатную сажень вышиной и шириной, В этом и Фебс деньги: два винных перярда серебра, ларь меди, на ларесундук золота, на сундуке пудовая мера деньги ил\д и т.п. А также икона Храмовая Богородица...»

Ага, можем удовлетворенно воскликнуть мы, вот наконец-то и подходящее озеро появилось! Ведь рядом с Ченебечихой никаких озер нет, только старица. Не то ли это самое озеро, куда «Сява», он же «Ляля», он же Степан Разин сбросил бочку с храмовыми сокровищами? А икона Богородицы из подвала? Это же полное откровение! Не та ли это икона, которую разбойники некогда с улюлюканьем выволокли из разоренной ими церкви?

Но у меня особой ясности что-то не прибавилось. Кто воровал? Где именно спрятал? Зарыли ли грабители добычу на Савиной пустоши? Либо они все что было спрятали в подвале избушки около Быкова озера? А может быть, доставшиеся им сокровища они все же утолили в том же озере? Полный хаос у нас получается, полная бессмыслица и путаница. Просто никакой определенности. Это всея пишу для тех. кто безоговорочно верит первой же попавшейся кладоискатель-ской легенде. Не верьте, господа, ничему, проверяйте каждое слово тщательнейшим образом! В нашем деле нужен глаз да глаз! Но чтобы моим читателям хоть как-то помочь разобраться в данной проблеме, я на всякий случай оглашу и четвертую' версию, для убедительности объединив ее с версией пятой. Их мы возьмем из книг Н.В. Морохина и ссылок В. Смирнова на этнографические записки А.А. Ширинского от 1909 года. Все у нас окажется в одной куче, все в одном стакане.

«Быково озеро есть близ Ченебечихинской мельницы. В озеро впадает речка Медянка. Будто бы клад в озере! Есть еще озеро — Соловецкое (речка и через него протекает). У того озера бор — Белая грива. Там было становише разбойников, строения и крест медный. И далее. В Шахунских лесах, среди болот есть Соловецкое озеро. По его берегам жили разбойники. Через эти места шла Ратная тропа. А у разбойников параллельно и короче шла Черная Тропа. Говорили, будто по берегам озера спрятаны сокровища». Что же, давайте подведем некоторый итог нашим теоретическим изысканиям. Помните, как все хорошо и достойно начиналось? История была проста и понятна каждому, лежала как на открытой ладони. Прибежали из леса разбойники, пограбили монастырскую братию. На радостях и, разумеется, после грандиозной пьянки налетчики из-за озорства скинули с колокольни колокол, а возможно и не один, который, если смотреть на реальную местность, вполне мог скатиться в речную воду.

Вот, казалось бы, и все. Опрос местных жителей показал, что. скорее всего, колокол, некогда сброшенный с Ченебече-хинской колокольни, так до сих пор и лежит под толстым слоем речных наносов. Некоторые даже припоминали, что в детстве вставали на него при купании. Но за прошедшие столетия неуемная людская молва прибавила к этой самой тривиальной истории и народного героя Стеньку Разина, и тайный подвал с сокровишами и затопленные бочки с золотом.

Мне только непонятно одно. Для чего разбойники, под чьим бы руководством они ни находились, бросили в воду с таким трудом добытые ценности? Ведь достать их обратно в те времена было весьма затруднительно. Версия с набитым добром подпалом мне как-то ближе. Да и звучит она естественней. Во-первых, если в тех местах действительно располагалась бандитская «малина», то вряд ли она находилась рядом с большим и старинным населенным пунктом. Другое дело Быково озеро, которое и сейчас лежит достаточно далеко от обжитых мест. С точки зрения «лихих людей» устроить именно там свое становище и хранилище было бы просто идеально. Только хорошо организованная экспедиция с лодками и надежными проводниками могла добраться до замаскированного и укрытого за йодной преградой логова бандитов; Так что у них вполне была возможность накапливат ь добытые разбоем денежки в подполе собственной избушки. Проверить данную гипотезу, разумеется, можно хоть сейчас, вот только добраться туда и в наше время довольно трудно.



Статьи

Необычные истории